Как я стал русофобом
В моем семейном архиве есть фотография меня, восьмилетнего, году так наверное в 1986, в вышиванке. Но вышиванка тогда – это все что у нас осталось своего. Остальное было потеряно. Язык, культура, история семьи и своей страны. Все было заменено «великой русской культурой и историей».
Парадоксально, когда Латвия возобновила свою независимость в 1990 – я внезапно стал русским. Разумеется, я этого не выбирал, но я учился в обычной советской и пост-советской русской школе. В советское время у нас даже бывало что уроков латышского не было по полгода, то учителя нет, то еще какие-то причины. Общение тоже было на 99% в русскоязычном кругу, медиа – русскоязычные и просто русские, книги – на русском. И в общем то до начала 2000х я жил себе в Латвии, особенно не задумываясь что такое Латвия, и кто я в ней, зачем это всё, и как так получилось.
Мне повезло, в начале 2000х я начал делать карьеру в отрасти ИТ и довольно быстро попал в преимущественно латышский коллектив. Рабочие отношения быстро дополнились неформальными, у меня появились приятели латыши, и через эмпатию к этим конкретным людям появился интерес к истории Латвии и её народа. Не формальный интерес, как на уроке, а живой, неформальный. Примерно в то же время, а возможно и из-за этого, появился интерес и к истории своей семьи, и открылись совершенно ужасные и трагические её моменты. Голодомор, репрессии, и насильственная русификация – у нас; депортации, репрессии, и насильственная русификация – у них. Все оказалось очень похоже. Дед – легионер у Роландса и двоюродный дед – боец УПА у меня. Дед-коммунист, председатель колхоза в Видземе у Иварса – и дед-коммунист, председатель колхоза в житомирской области у меня. И жертвы, десятки убитых, сосланных, погибших в Гулаге латышей и украинцев, литовцев и эстонцев, поляков и беларусов, да невозможно перечислить…
Я сейчас вспоминаю, что в то время, в середине 2000х я уже в общем то всё понимал. Но, я все еще ощущал в себе вот эту имперскую русскость, которая насаждалась в латвийской русскоязычной среде десятилетиями. В 2008, когда Россия атаковала Грузию – появились первые по-настоящему серьезные сомнения. В 2014 всё стало окончательно ясно. В 2015 я прочел книгу Тимоти Снайдера «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» и пазл окончательно сложился.
Главной проблемой Латвии сегодня является то, что в латвийском обществе есть значительная группа русскоязычных, которым не повезло так как мне. Эти люди не пережили той трансформации взглядов, которую пережил я. В течении 30 лет в Латвии предпринимались попытки интегрировать русскоязычную общину в латвийское общество. Безотносительно того, насколько эти попытки были организованными и правильными – приходится признать что они полностью провалились.
У значительной части русскоязычных так и не появился живой человеческий интерес к Латвии. Нет, они считают эту землю своей, но только не совсем так как ожидалось. В их глазах это их, русская земля, на которой по какой-то случайности власть захватили какие-то латыши. Захватили, и не дают хорошо жить русскому человеку.
Среди этих людей нет фундаментального понимания одной простой вещи: Латвия это единственный дом для латышей на этой планете. Как и у любого другого народа – у латышей есть право на свою государственность. Есть право говорить на своем языке, и устраивать жизнь в своей стране таким образом, как им видится правильным.
Мы, чьи деды и родители были в советское время переселены на территорию тогда оккупированной советским союзом Латвии никогда не были лишены права сделать Латвию и своим домом. Но, значительная часть людей этого выбора так никогда и не сделало, и до сих пор отказывает Латвии в самом праве на существование. Отказывает пассивно, молча, но тем не менее – отказывает.
Война, развязанная Россией в Украине эту проблему только обострила. 90% латышей ясно высказываются в поддержку Украины. Тогда как только лишь 22% русскоязычных разделяет их позицию. 78% считают агрессию в отношении Украины в той или иной мере оправданной, или открыто поддерживают войну, оккупацию и геноцид украинцев. (данные SKDS 03-03-2022-08-03-2022)
Если бы Россия напала бы на Латвию, а не на Украину – что бы эти люди делали? Они отказывают Украине в праве на независимость (от России) – только логично было бы предположить что и Латвии они в таком праве тоже отказывает.
Мне кажется что в отличии от меня, продукта имперского воспитания, латыши до конца не понимают опасности сложившейся ситуации. Я то хорошо понимаю как думают эти люди, какова их система взглядов, каков их менталитет.
Я не знаю как именно решить эту проблему. Но, мне кажется время мягких решений прошло.
You must be logged in to post a comment.